Тренер должен быть психологом!
|
<<< 1
|
2
|
|
|
Страница 3 |
Количество психологических
головоломок и их сложность с каждым годом все возрастает, и тренеру все труднее
находить оптимальные пути для их решения [2]. И слишком часто тренерам
катастрофически не хватает знаний.
Год назад в Харькове проводилось
лицензирование тренеров профессиональных волейбольных команд. К сожалению,
даже самые простые вопросы, касающиеся психологии, поставили в тупик практически
всех экзаменуемых.
Задачу психологического обеспечения команды
в тренировочном процессе и в соревновании в той или в иной мере решают все, кто
имеет к ним отношение. И все же главным лицом в этом сложном процессе, собственно,
как и в любом другом, направленном на рост спортивных результатов, является тренер.
И даже если сам он чего-то не делает или не может сделать, психологическое обеспечение
осуществляется через тренера или при его одобрении [2].
Конечно, тренер не должен подменять
профессионального психолога, его задача одновременно и проще, и сложнее. Вряд ли
тренеру необходимы тонкости диагностики - важнее определить, когда следует направить
спортсмена на консультацию к соответствующему специалисту. А значит, нужно знать,
на какие тревожные "звоночки" следует обратить внимание. Так, знание основных
эмоциональных характеристик поможет тренеру лучше понимать спортсменов
с выраженными нарушениями в эмоциональной сфере.
Тренер не должен сам владеть методиками
психологической коррекции. Если он сочтет необходимым проведение определенных
процедур, например, аутогенной тренировки - для этой цели опять же будет приглашен
специалист. Но чтобы принять решение о целесообразности того или иного мероприятия,
тренеру необходимо иметь понятие об этих методиках.
Тренеру, знакомому с терминологией, задачами
и методами работы психолога, будет легче найти общий язык с психологом-консультантом [5].
А главное, пожалуй - видеть и учитывать
в работе индивидуальные особенности своих подопечных. Так, высокотревожный
спортсмен обычно требует большего внимания и эмоциональной поддержки, более
длительно осваивает особенно трудные упражнения. Ему необходима специальная
подготовка к ответственным соревнованиям. На независимого спортсмена лучше
действуют внушение и убеждение, чем простые указания, что делать. Такой спортсмен
неблагоприятно реагирует на тренера, отдающего распоряжения или приказы. Ему
целесообразно объяснять и аргументировать необходимость тех или иных действий.
Такому спортсмену следует создавать условия для проявления своей независимости,
помогать сохранить высокий уровень самооценки. Слишком резкие переходы и изменение
стиля взаимоотношений с такими спортсменами могут иметь нежелательные последствия.
Слишком агрессивному спортсмену может также
понадобиться специальная помощь, особенно для регуляции его эмоциональных проявлений
и использования их в нужном направлении.
Склонность к абстрактному мышлению
у спортсменов также имеет важное значение для тренера. Со спортсменом, склонным
к размышлениям и самоанализу, тренеру следует иначе строить свою работу, нежели
с теми, кто предпочитает действовать, особенно не задумываясь над происходящим [5].
К сожалению, чаще всего тренер просто
не задумывается о психологических аспектах своей работы.
Так, в молодежную команду приглашают
хорошего, техничного игрока, причем с очень неплохими лидерскими качествами.
Замечательно! Но вряд ли тренер учитывал, что его появление в клубе имеет
еще одну положительную сторону: он дружен с одним из игроков команды. А значит,
тот будет чувствовать себя более комфортно! Причем для молодых спортсменов
(обоим по 20 лет) это еще более важно.
Другой пример, намного менее оптимистичный.
Тренер хочет разорвать контракт с опытным игроком в связи со снижением
спортивных результатов - возраст! Но при этом не учитывается тот факт, что этот
спортсмен - сильный лидер, более того, по сути, единственный инструментальный лидер
в команде. И как его уход скажется на остальных игроках, на команде в целом?
Можно привести достаточное число примеров,
когда отсутствие лидера в команде приводило ее к поражению в игре с соперником,
не превосходящим по уровню мастерства. Когда команда попадает в условия
напряженной игры, часто возникают критические или конфликтные ситуации, то даже
непосвященный человек может легко заметить, что в команде нет игрока, который бы
взял инициативу на себя [4]. Так не окажется ли в итоге вред от отсутствия делового
лидера существеннее, чем преимущество от замены возрастного игрока более молодым и сильным?
Всегда, в любой ситуации - главным психологом
команды все равно остается старший тренер. Он никому не может передоверить всю
полноту ответственности за команду и, следовательно, ни на кого не может переложить
обязанности знать и чувствовать настроения в команде, влиять на них, учитывать все нюансы.
Пока старший тренер остается старшим тренером,
он не вправе спихивать "психологию" ни на врача, ни на кого другого. Взаимоотношения
людей - его прерогатива, его постоянный интерес, его головная и сердечная боль [8].
|
Литература |
1. Белорусова В.В. Воспитание в спорте.
// Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.
2. Горбунов Г.Д. Практическая психология и ее основные
направления в современном спорте. // Психологические проблемы предсоревновательной
подготовки квалифицированных спортсменов. - Л., 1977.
3. Двали Г.М. Психологическая помощь тренера
спортсмену во время соревнований. // Спортивная психология в трудах отечественных
специалистов. - СПб.: Питер, 2002.
4. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И.
Лидерство в спорте. - М.: "Физкультура и спорт", 1983.
5. Кретти Б.Дж. Психология в современном
спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
6. Мацудайра Я., Икеда Н., Сайто М.
Волейбол: путь к победе. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
7. Найдиффер Р.М. Психология
соревнующегося спортсмена. М.: "Физкультура и спорт", 1979.
8. Платонов В.А. Уравнение с шестью
известными. - М.: Мол. гвардия, 1983.
9. Горбунов Г.Д. Психология и спорт.
// Теория и практика физической культуры, 1996, № 12.
10. Маховский О. Андрей Сидоренко -
симферопольский Гулливер. // Газета "Волейбол", № 19 (55), 21 мая 2004
11. Маховский О. Задачу-минимум
в Чехии выполнили. Интервью с П. Воронковым. // Газета "Волейбол", № 19 (55), 21 мая 2004
12. Маховский О. И черкасчан переехали
"железнодорожники". // Газета "Волейбол", № 12 (48), 26 марта 2004
13. Царик В. Игра связующего в волейболе.
|
<<< 1
|
2
|
|
|
Страница 3 |
|