Перед началом каждого нового сезона
клубы заинтересованы в усилении состава, стараются привлечь наиболее сильных игроков.
Но вот контракт заключен - и что дальше? Это ведь не то же самое, что установить
на компьютер, скажем, "винчестер" большей емкости, более мощную видеокарту или
высокоскоростной модем! Необходимо целенаправленно работать над тем, чтобы
помочь каждому спортсмену максимально реализовать свои возможности, и не только
путем совершенствования двигательных навыков и тактической грамотности.
Огромное значение для достижения успеха имеет психологическое состояние спортсмена.
К сожалению, слишком часто тренеры не умеют
или не хотят видеть в каждом из своих подопечных - личность, индивидуальность.
В этом отношении показательны статьи О. Маховского в газете "Волейбол", где автор
упорно именует игроков - "исполнителями" [10, 11, 12]. Оговорка, неудачный оборот?
Да, вероятно, так, но, боюсь, такие оговорки отражают определенную тенденцию
в отношении к спортсменам - лишь как к исполнителям тренерской воли.
В ответственном матче тренер вдруг
без видимых причин убирает с площадки капитана команды, причем при его подаче
(а тот - один из лучших подающих в команде, очень стабильный). Это игрок мыслящий,
склонный к анализу ситуации, для него очень важно понимать логику тренера,
его тактический замысел, он не способен подчиняться бездумно. Следует
естественное недоумение: "Зачем?" И в ответ он слышит: "Я знаю!" Понятно,
что во время игры разговаривать некогда, но фраза "Объясню позже" времени
займет не больше! В итоге матч проигран, а у спортсмена осталась обида на тренера
и сомнения в его компетентности.
"Конечно, проще и удобнее видеть в спортсменах
только спортсменов, в игроках - лишь игроков и соответственно строить с ними
отношения, не забивая себе голову неустроенностью одного, сомнениями другого,
семейными переживаниями третьего, учебными делами четвертого… Чего уж там -
хлопот меньше! Но при таком функциональном, прагматическом подходе к игрокам
невозможно взрастить корневую общность, то оплетающее, укрепляющее единение,
что называем мы нравственным потенциалом команды и что в конечном счете
определяет ее игровой потолок, ее чисто спортивные возможности" - пишет В.А. Платонов [8].
Зачастую поведение спортсмена во время тренировки
или в стрессовой ситуации соревнования оказывается для тренера полной неожиданностью.
Так, однажды тренер пожаловался, что один из игроков не слушает его указания, вроде бы
и не возражает, кивает и продолжает делать по-своему. Однако именно этот спортсмен
всегда был одним из самых старательных, дисциплинированных в команде! В чем же дело?
Это происходило перед началом игрового сезона,
когда резко усиливается конкуренция за место в составе. Этот игрок в силу особенностей
характера (акцентуация по сенситивному типу) очень тяжело переносит обстановку открытого
соперничества. Даже при том, что его лично борьба за место в команде не затрагивала,
он не переставал тревожиться по этому поводу. "Это Вы говорите, что я команде нужен,
а тренер может решить иначе…" Ему тогда было очень тяжело. И любое замечание
он воспринимал как угрозу - независимо от того, о чем шла речь. И защищался
от этой угрозы, как умел…
В этой ситуации тренеру нужно было попытаться
улучшить психологическое состояние игрока, уменьшить тревожность - да просто
дать ему поверить в то, что он действительно нужен! - а не упрекать его в непослушании.
Недавно довелось присутствовать на тренировке
одной молодежной волейбольной команды. Резкие окрики, раздраженный тон…
"Да, это работа, тяжелая, неприятная работа, но вы должны ее выполнять!"
Да ведь так можно на всю жизнь отбить у человека вкус к занятиям спортом!
Процесс тренировки не должен угнетать спортсмена, даже если он очень труден.
Он должен быть радостным, и сделать это может тренер [1].
Слишком часто тренер, возмущенный
допущенной спортсменами ошибкой, теряет самообладание и изливает
на провинившихся свое раздражение, не думая о том, как его слова повлияют
на их психологическое состояние, а следовательно, и на дальнейший ход игры [3].
Чего стоят доносящиеся со скамейки реплики: "Все люди как люди, а вы…",
"Вы играть вообще собираетесь?! А то…" Спортсмен обычно и сам очень тяжело
переживает свою ошибку (а если это не так, то, пожалуй, лучше расстаться с таким игроком!).
И задача тренера - помочь ему справиться с излишним волнением или, наоборот,
депрессивным состоянием, подсказать, как избежать ошибки, а не выплескивать
на него собственные отрицательные эмоции.
Ситуация: очень ответственный матч. Команда
выигрывает первые две партии, но в третьей игра не заладилась. Несколько
досадных ошибок, тренер берет тайм-аут. И вот в конце перерыва слышна реплика
одного из игроков в ответ на резкое замечание тренера: "Да, конечно, всё, всё, согласен,
я виноват!" Однако у данного спортсмена такие слова ни в коей мере не означают
согласия с тренером, наоборот, человек обиделся
и замкнулся в себе, "захлопнул створки раковины". А в таком состоянии играть
просто невозможно! И действительно, у него ничего не получается, мяч валится из рук,
и через несколько минут его приходится убирать с площадки.
Как показывает практика, несправедливые
замечания - а замечания в пылу игры воспринимаются исключительно как несправедливые -
приводят к потере боевой концентрации. Они ввергают игрока в состояние подавленности.
Что значительно более неприятно для команды, чем проигрыш одного мяча, поскольку
вероятность конечного выигрыша существенно уменьшается, а играть с временно
"мертвым" игроком на площадке - тяжелее, чем вообще без него [13].
В настоящее время спортивный психолог в команде -
большая редкость. В.А. Платонов, тренер сборной СССР по волейболу, с благодарностью
вспоминает помощь психологов Ленинградского научно-исследовательского института
физической культуры: "Это сотрудничество позволило нам чуть по-новому взглянуть
на своих подопечных, использовать в управлении командой некоторые научные
рекомендации" [8]. Однако контакт этот так и остался эпизодом, постоянного психолога
в команде не было.