Быть тренером - это нечто большее,
чем просто готовить отдельных спортсменов или обучать изолированным навыкам.
Тренерское искусство предполагает умение соединять отдельные навыки в целостную
деятельность и объединять отдельных спортсменов в эффективную команду не только
на одной тренировке, в недельном цикле, но часто и в течение всего сезона.
Требования современного спорта к человеку
настолько высоки, что организация тренировок и взаимоотношений спортсменов,
определение уровня их эмоциональных состояний и волевой подготовки немыслимы
без соответствующих психологических знаний [5]. "Мы часто говорили о важности
психологической подготовки в спорте. Если наша команда выступала плохо, мы искали
причину в психологии. Если верить телевизионным комментаторам, все причины
спортивных побед и поражений - психологические", - пишет олимпийский чемпион Р. Найдиффер [7].
Конечно, знание психологии спорта
и спортсменов никоим образом не может заменить прочных основ знаний
по технике и тактике избранного вида спорта, а также методов тренировки.
Применение на практике проверенных психологических и социологических принципов -
полезное дополнение к той системе знаний и умений, которыми владеет тренер [5].
И все же… "Тренер должен быть психологом!" -
такие слова все чаще приходится слышать и от спортсменов, и от болельщиков.
Люди, достигающие успеха в спорте: спортсмены,
тренеры, организаторы - как правило, хорошие практические психологи. Именно практические!
Психология спорта заметно отличается от других отраслей психологии четко выраженным
прагматизмом. Практика спорта не приемлет учебных догматов и голого академизма.
Будучи практической по своей сути, психология спорта избежала в своем развитии
болезненной для академической психологии тенденции - ухода в область
интеллектуальных упражнений. Безусловно, она опиралась на теорию и эксперимент.
Но с первых своих шагов она видела конечный результат не в статьях и книгах,
наполненных терминами, схемами и графиками, а в конкретных практических мероприятиях,
помогающих спортсмену и тренеру совершенствовать процесс спортивной тренировки
и соревнований [9].
Опыт лучших тренеров мира - тому подтверждение.
Тренер японской сборной Н. Икеда вспоминает: "У Око плохо пошло дело с приемом,
и я усиленно тренировал его, чтобы исправить положение. Око брал все мячи - спереди,
сзади, справа, слева, но отбивал в самых невероятных направлениях. Игроки, которые
были с ним рядом, Накамура и Ёкота, делали все, чтобы подстраховать его, но, поскольку
он принимал мячи очень плохо, у них тоже ничего не получалось. Никакой вины Накамуры
или Ёкоты в этом не было. Хорошо зная это, я тем не менее ругал их. Для Око это было
мучительно. Он прекрасно понимал, что виноват именно он, а достается все более
опытным и старшим по возрасту игрокам. В этой ситуации Око страдал вдвойне.
Во-первых, ему было неловко за то, что у него плохо шла игра, а во-вторых, было стыдно
перед старшими товарищами, которых он подводил. Таким образом, для Око сложилась
такая психологическая атмосфера, что он был готов на все, чтобы исправить
свои промахи с приемом.
Попробуй я так поступить в то время, когда
Око только начинал у нас, - ничего бы не получилось. Он бы считал, что раз ругают
Накамуру и Ёкоту, значит, они и виноваты. Но к тому времени, о котором идет речь,
Око уже прошел достаточную школу, чтобы сделать самокритичный вывод о том,
что все дело в нем самом" [6].
"Даже в стыковых, самых важных поединках,
делая замены, стараюсь думать не только о судьбе данного матча, но и о судьбе
игрока. Одного меняю сразу, после двух-трех ошибок, пока он не наломал дров.
Знаю, как он раним, впечатлителен, болезненно самолюбив. Если своевременно
не посадить его на скамейку, допустить публичную компрометацию, он получит
серьезную душевную травму и надолго выйдет из строя. Другому даю завалиться
по макушку, испить чашу позора полной мерой. Будьте уверены, уж он-то не сломается,
не раскиснет! На следующий день вчерашний неудачник будет рвать и метать, прыгнет
выше головы, лишь бы все - и тренер в том числе - поверили, что на него по-прежнему
можно положиться, что вчерашняя осечка - случайна", - пишет В.А. Платонов, тренер
волейбольной сборной СССР [8].
Тренер должен стремиться учитывать
индивидуальные различия у своих спортсменов. Он должен понять, что не все
спортсмены думают, переживают, осваивают новое и относятся к спорту и жизни так,
как он сам. Эту способность чувствовать и понимать другого трудно выработать,
но тем не менее она необходима. Проникновение в личность спортсмена может иметь
важные последствия для успешной его деятельности, адаптации к условиям
соревнований и общего эмоционального самочувствия [5].