Опытные тренеры утверждают,
что при правильно подобранной физической нагрузке организм спортсмена в течение суток
физиологически восстанавливается полностью. Психологическое же восстановление занимает
значительно больше времени.
Одна из причин в том, что психика человека
одновременно и более подвижна, и более инерционна, чем физиология,
одни психические процессы развиваются практически мгновенно, другие же
могут длиться неделями и месяцами.
Но дело не только в инерционности
психических процессов. Речь ведь идет именно о правильно подобранной нагрузке,
то есть адекватной адаптационным возможностям спортсмена. Следовательно, необходимо,
во-первых, контролировать его состояние, воздействие на него нагрузок, а во-вторых,
грамотно их дозировать, вовремя внося коррективы в методику тренировок.
Что касается нагрузок физических, обе эти задачи
вполне поддаются решению. Разработаны достаточно простые и надежные методики
контроля степени утомления и скорости восстановительных процессов. И в случае угрозы
переутомления достаточно несколько снизить объем или изменить характер
тренировочных нагрузок.
Общепризнанной же методики оперативной и достоверной
оценки эмоционального состояния просто не существует. Да и регулировать воздействие
эмоциогенных факторов на спортсмена возможно лишь в определенных пределах.
И достаточно часто эмоциональные нагрузки превышают адаптивные возможности психики
спортсмена. Напряжение накапливается, угрожая привести в итоге к психологическому
переутомлению.
Как и в случае с физическими нагрузками,
большую роль в психологическом восстановлении играет смена вида деятельности.
Не случайно на следующий день после серьезного матча на утренней тренировке - футбол,
в охотку, в удовольствие. Тут и смена деятельности, и положительные эмоции, что тоже
немаловажно. А еще после высочайшего накала эмоций на площадке спортсмену часто
хочется тишины и покоя… Наверно, не случайно среди волейболистов много
заядлых рыболовов!
О проблемах физического восстановления в спорте
говорится достаточно много. И от игроков, и от врачей команды то и дело можно услышать
опасения, часто безосновательные, по поводу возможной перетренированности. Но не следует
забывать, что восстановление психологическое имеет не меньшее значение для высокой
работоспособности спортсмена, успешности выступлений в соревнованиях, для сохранения
его здоровья - ведь не секрет, что многие соматические заболевания могут быть
спровоцированы психологическими проблемами.
Литература:
1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом
в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
2. Джамгаров Т.Т. Психологическая систематика
видов спорта и соревновательных упражнений. // Психология и современный спорт. -
М.: Физкультура и спорт, 1982.
3. Ильин Е.П. Общность механизмов развития
состояний монотонии и психического пресыщения при разных видах деятельности. //
Психические состояния. - СПб.: Питер, 2001.
4. Ильин Е.П. Состояния монотонии у спортсменов. //
Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.
6. Корсун С.Н., Перевозник В.І., Пятисоцький Д.В.,
Шапошникова І.І. Вплив адаптогенів та вітамінів на розвиток швидкісних здібностей
і функціональний стан організму юних футболістів. // Слобожанський науково-спортивний вісник.
- Харків, 2001, випуск 4.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера
у подростков. - М.: Медицина, 1977.
8. Психология спорта высших достижений.
Учеб. пособие для институтов физкультуры / под ред. А.В. Родионова. -
М.: Физкультура и спорт, 1979.
9. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов.
/ Под ред. А.Т. Филатова. - К.: Здоров'я, 1982.
10. Орловская Ю.В. Профилактическо-реабилитационные
технологии в системе подготовки спортсменов: основные положения, перспективы
развития и использования. // Теория и практика физической культуры, 2000, № 11.
11. Сулейманов И.И. Конфликт в спорте: теория,
методология и управление. // Теория и практика физической культуры, 1995, № 9.
12. Сулейманов И.И., Дмитриев А.П. Управление
конфликтными взаимоотношениями с учетом характерологических особенностей спортсменов
(на примере высококвалифицированных футболистов). // Теория и практика физической культуры, 1991, № 7.