Спорт высших достижений
как профессиональный вид деятельности в силу своей специфики в значительной
степени влияет на состояние здоровья занимающихся. Вместе с тем соответствующий
уровень профессионального здоровья является необходимой составляющей высокой
результативности и надежности спортсменов. Профессиональное здоровье спортсмена -
это процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического,
психического и социального благополучия, обеспечивающих высокую надежность
профессиональной деятельности, спортивное долголетие и максимальную продолжительность
жизни [10].
Неизбежным следствием мышечной деятельности
является та или иная степень утомления. Утомление - физиологический, предохранительный
механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление
проделанной работы, способствующий развитию адаптации, стимулирующий дальнейшее
повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки.
Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе и поставленной
задаче.
Накапливание утомления в результате несоответствия
между утомлением и отдыхом приводит к качественно новому состоянию человека -
переутомлению.
Различают три вида утомления и переутомления:
физическое, умственное и эмоциональное, хотя чаще они бывают комбинированными.
Активизация восстановительных процессов в организме
спортсмена после тренировочных и соревновательных нагрузок - одна из главных проблем
спортивной биохимии, физиологии и медицины [6].
Подробнее об этом - в статье
"Объективные и субъективные признаки усталости,
утомления и переутомления, их причины и профилактика"
Здесь же речь пойдет в основном
об эмоциональном утомлении и восстановлении.
Спорт - один из наиболее специфических
видов человеческой деятельности, здесь сочетаются высочайшие, на пределе
человеческих возможностей, физические нагрузки и огромные эмоциональные
напряжения [9].
Ситуация соревнований - достаточно сильный стрессор
независимо от физической нагрузки, которую выполняет спортсмен. Причем ряд данных
свидетельствует о том, что к физической работе при правильной методике тренировки
организм со временем адаптируется, к нагрузкам же эмоциональным, связанным с участием
в соревнованиях - нет [1]. Психологическим своеобразием спортивной деятельности
определяются и основные психотравмирующие факторы, приводящие к развитию
эмоциональных нарушений у спортсменов. Это острая спортивная конкуренция
и стремление к достижению победы, бескомпромиссность исхода спортивного поединка,
выступление в присутствии многочисленных зрителей, иногда и явно недоброжелательно
настроенных по отношению к той или иной команде или спортсмену, соревновательные
перегрузки [9].
Для волейбола, кроме того, характерны большие
физические нагрузки при многократном проявлении максимальных усилий в сравнительно
короткое время, интенсивная мыслительная деятельность игроков, непрерывное стремительное
изменение игровой обстановки. Волейбол - чрезвычайно эмоционально насыщенная игра,
и потому, вероятно, одна из наиболее сложных спортивных игр с точки зрения психологии.
В этом плане, пожалуй, только в теннисе (настольном и классическом) и бадминтоне,
отнесенных по классификации Т.Т. Джамгарова к той же категории [2], так высока нагрузка
на нервную систему спортсмена. Ведь именно в этих играх, как и в волейболе, любая ошибка
приводит к проигрышу очка. Неточная передача в футболе, промах по баскетбольному кольцу
не чреваты неизбежностью неблагоприятного изменения в счете. Другое дело - в играх, где
мяч перелетает через сетку и обратно. Тут любое неудачное действие неминуемо находит
фатальное отражение в соревновательном протоколе.
Все это вызывает у игроков значительное
эмоциональное и физическое напряжение, что в ряде случаев может послужить причиной
развития у них различных эмоциональных нарушений. Следует помнить, что многие спортсмены
по конкурентным соображениям могут скрывать свои психологические проблемы, да зачастую
просто сами не понимают, что же с ними происходит.