Итак, анализ действующего курса
психологического образования показал, что он не в полной мере отвечает современному
уровню требований к спорту сегодняшнего дня, прямо не направлен на профессиональное
образование будущего спортивного специалиста. Будущие педагоги-тренеры в институте
физической культуры не получают от курса психологии того объема необходимых
психолого-педагогических знаний, который позволил бы им квалифицированно выполнять
свою практическую работу.
Систему действующего психологического
образования определяет тенденция, порожденная преподаванием курса психологии,
сложившегося несколько десятилетий назад, и не отвечающая в достаточной степени
практическим вопросам подготовки спортивного педагога-тренера. Существующая структура
курса психологии нуждается в принципиальной перестройке, потому что студентам в курсе
общей психологии предлагается для запоминания масса так называемых психологических
дефиниций (определений), курс перегружен изучением элементарных психических функций,
довольно абстрактных для решения реальных педагогических проблем, и т.п. Значительная
часть учебного материала не "работает" на подготовку будущего педагога-тренера высокой
квалификации, выпускника института физической культуры.
В связи с этим весь курс психологии, и особенно
психологии физической культуры и спорта, необходимо перестроить с обязательным
введением в курс специализации раздела "Психология видов спорта", раскрывающего
психологические основы подготовки (управления подготовкой) представителей конкретной
спортивной специализации.
На основании вышесказанного можно предложить
следующие принципы построения структуры психологического образования будущего
педагога-тренера, выпускника института физической культуры:
1. Принцип профессиональной направленности
психологического образования тренера. Психологи ческое образование тренера должно
обеспечить уровень его профессиональной подготовки, отвечающий требованиям теории
и практики современного спорта, перспективам его развития. Курс психологии необходимо
нацелить на решение главной задачи, стоящей перед институтом физической культуры, -
подготовку спортивного специалиста определенного профиля.
2. Принцип органической взаимосвязи
курса психологии с циклом спортивно-педагогических дисциплин. Предусматривает
выявление "узловых" связей между психологией и методикой спортивных дисциплин,
определяет принципиальную линию психологического, а в конечном итоге педагогического
образования будущего специалиста-тренера.
3. Принцип "опережения" существующей
педагогической практики спорта. Смысл принципа состоит в том, чтобы психологические
знания давали возможность будущему тренеру критически оценивать сложившиеся формы,
средства и методы подготовки и разрабатывать новые, соответствующие требованиям
развития современного спорта.
4. Принцип общей методологической направленности
психологического образования тренера. Предусматривает изложение студентам общих основ
психологического знания о человеке как действующем субъекте, предполагает отход от
традиционного описательного подхода к изучению психики и связан с реализацией
деятельностного подхода - его основополагающего в психологической науке.
5. Принцип прикладно-педагогической
направленности. Предполагает изучение необходимых для тренера-педагога дисциплин,
таких, как социальная психология, психология руководства и управления, педагогическая
психология, возрастная психология, медицинская психология и др.
6. Принцип общей спортивно-психологической
направленности. Глубокое изучение основ психологии спорта может позволить
достаточно полно и точно рассматривать такие проблемы, как психологические основы
отбора в спорте, психология коллективного и индивидуального воспитания спортсменов,
обучение спортивным движениям, психологические вопросы управления подготовкой
спортсменов и ряд других.
7. Принцип социальной спортивно-психологической
направленности. Связан с введением в учебный предмет фактически нового раздела -
психологии вида спорта (спортивная специализация). Перед психологами спорта стоит
принципиально важная задача - создание в каждом виде спорта психологических основ
подготовки спортсменов.
8. Принцип соответствия научному знанию.
Здесь реализуется задача соответствия курса психологии современному уровню развития
психологической науки. Любое знание должно иметь конструктивный и позитивный выход
в практику профессионально-педа гогической деятельности специалиста.
9. Принцип предварительной ориентации
в системе психологического образования. Рассмотренные принципы совершенствования
психологического образования определяют ориентацию всего курса психологии при
подготовке профессиональных специалистов - тренеров высокой квалификации, выпускников
института физической культуры.
На основании вышеперечисленных принципов
представляется целесообразной следующая структура всего курса психологии:
1. "Психологическое образование тренера" -
первый и относительно краткий раздел, его цель - познакомить будущего тренера
с сущностью его психологического образования. Включает изучение таких вопросов,
как психологическое образование в системе профессионально-педагогической
подготовки, психологическое образование тренера и современный спорт и т.д.
Разработка и внедрение такого раздела принципиально важны для совершенствования
всей системы психологического образования тренера.
2. "Общие основы психологии".
Включает в себя изложение принципиальных вопросов современного психологического
знания: психология как наука и ее место в системе наук, предмет и задачи психологии,
естественнонаучные основы психологии, функциональное строение психики и сознания,
психология личности человека и психология его деятельности.
3. "Прикладные основы психологии".
Должен рассматривать основные положения прикладных отраслей психологической науки,
имеющих важное значение для будущего профессионально-психоло гического образования
тренера c учетом его будущей деятельности.
4. "Основы психологии спорта".
Должен освещать основные принципиальные вопросы спорта: социально-психологические
аспекты подготовки спортсменов (отбор, воспитание и обучение в спорте, управление
подготовкой спортсменов и т.д.), собственно психологические аспекты (пути и методы
психодиагностики и психолого-педагогической оценки в спорте, вопросы психогигиены и т.д.).
5. "Психология вида спорта". Предполагает
специализацию предыдущего раздела в рамках предмета спортивной специализации,
раскрывая психологические вопросы конкретного вида спорта, подготовки спортсменов
в данном виде спорта.
Вместе эти разделы образуют единую и
последовательную систему психологического образования тренера - единый курс психологии.
По традиции он должен включать в себя теоретическую (лекции и коллоквиумы)
и практическую (лабораторные работы) части. При этом теоретическая часть должна
базироваться на "личностно-деятельностном фундаменте" и по возможности исключать
"голые" психологические абстракции. Лабораторную часть следует нацелить не на
"вскрытие" феноменов психики, а на обучение студентов методам оценки психологии
деятельности спортсмена и психологии личности последнего.
Данные предложения, связанные с перестройкой
курса психологии, вытекают из необходимости повышения эффективности
профессионального образования в высшей "спортивной" школе, имеющей своей целью
подготовку тренеров-специалистов, отвечающих требованиям спорта сегодняшнего дня.
В данном случае имеется один аспект - психологическое образование. Поэтому
научно-исследовательскую работу необходимо ориентировать и организовывать
таким образом, чтобы она прямо и непосредственно способствовала решению
современных проблем спорта и созданию его психологической службы.
Современные проблемы спорта можно, на мой взгляд,
разделить на три группы: 1) социально-психо логические; 2) психолого-педагогические;
3) собственно психологические. Учитывая недостаточную разработанность первых двух
проблем, целесообразно и с профессиональной точки зрения оправданно принять более
активное участие в решении данных проблем.
Можно констатировать, что три основных фактора
(профессиональная функция психологии, социально-практическая полезность фактов
психологического знания, социальная активность и профессиональная полезность
учебно-научной деятельности будущих специалистов) определяют психологическое
образование, его роль и задачи в системе высшего специального образования будущих
специалистов. Безусловно, исходными моментами при этом выступают социальные
вопросы развития спорта (перспективы его развития) в нашей стране и в мире.
Совершенствование психологического образования
в этом направлении позволит усилить профессио нально-психологическую подготовку
спортивного специалиста, его перспективную социальную полезность в сфере спорта,
сделать данный вид образования действенным фактором в системе высшего специального
образования.