В современную эпоху возрастают
роль образования, его влияние на социальный и научно-технический прогресс общества.
Это в полной мере относится и к такой области общественной жизни, как физическая
культура и спорт. Повышение роли спорта, его общественное значение, общая его
интенсификация на базе научно-технических достижений повлекли за собой усиление
требований к профессиональному образованию (профессиональной подготовке) всех
специалистов данной отрасли, в том числе и тренеров высокой квалификации.
Вся система образования, управление ею
определяются в настоящее время социальным прогрессом в общественном развитии,
научно-технической революцией в связи с перестройкой в нашем государстве и переходом
его в качественно новый общественный строй.
В связи с этим перед всей системой образования
встал ряд общих проблем: информационного "взрыва", появления новых профессий,
"долговечности" специалиста, устранения "барьеров специализации", уровня преподавания,
интенсификации обучения, адаптации образования и др. В той или иной мере они обозначились
и в сфере спортивно-физкультурного образования, в том числе в одной из его составляющих -
психологическом образовании.
Психологическое образование будущего спортивного
специалиста - спортивного педагога; роль и значение психологии в будущей психологической
деятельности по подготовке спортсменов высокой квалификации - важность разработки этих
тем вряд ли кто будет сегодня оспаривать. В этом прежде всего убеждают повседневная
педагогическая практика, постоянно возникающие проблемы и задачи, педагогическое
решение которых имеет под собой своеобразную психологическую подоплеку.
Отбор для занятий видом спорта, появление
"взрослого Я" у юного спортсмена, неожиданный "заскок" (потеря чувства движения
у того или иного спортсмена), оценка соревновательной способности спортсменов и отбор
в команду, конфликт в коллективе команды, взаимоотношения типа "тренер - спортсмен" -
вот далеко не полный перечень проблем из реальной педагогической практики. И в каждом
подобном случае, в каждом педагогическом решении необходим психологически верный шаг.
Иначе говоря, весь комплекс педагогических проблем спорта (отбор, обучение, воспитание,
управление подготовкой) нуждается в серьезном психологическом обосновании. В этом
убеждают практика современного спорта, опыт ведущих спортивных педагогов-тренеров.
Можно сказать, что психологическое образование современного спортивного
педагога-тренера - важнейшая предпосылка к его успешной деятельности.
Необходимо отметить, что в современной
психологической науке, во всех ее отраслях, происходит определенная трансформация
взглядов на предмет и задачи этой науки. Если в недалеком прошлом психологическая
наука выступала как познавательная дисциплина, то в настоящее время она, сохраняя
за собой познавательную функцию, все более становится областью особой профессиональной
деятельности. Поэтому перед психологическим образованием в институте физической
культуры стоит задача, связанная с ориентацией на профессиональное образование
будущего спортивного специалиста.
Каким по форме и содержанию должно быть
профессиональное образование будущего тренера в институте физической культуры?
В данном случае речь идет о психологическом образовании в системе
профессионально-педагогической подготовки тренера. Специфическая практика
спорта высших достижений обуславливает необходимость переосмысления предмета
психологии спорта, ее проблематики в плане практического решения насущных практических
задач подготовки спортсменов и соответственно системы психологического образования тренеров.
Социальная практика спорта настоятельно диктует
необходимость постановки такого психологического образования студентов - будущих
педагогов-тренеров, которое отвечало бы нуждам современной спортивной педагогики.
Оно должно обеспечить общепсихологическое образование, психолого-педагогическое
образование, специальное психологическое образование будущего спортивного специалиста.
При этом прагматическая цель такого образования - подготовка будущего педагога-тренера
как практического психолога.
На основании многолетнего опыта преподавания
в высшей спортивной школе, на факультете повышения квалификации, общения с ведущими
тренерами и спортсменами высокой квалификации представляется возможным следующее
заключение о том, что эффективность психологического образования, получаемого
в высшей школе будущими спортивными педагогами высокой квалификации, находится
на низком уровне. Студенты - будущие тренеры и уже работающие преподаватели и
тренеры не видят сущности своего психологического образования, не понимают его
практической необходимости и целесообразности и не владеют необходимыми знаниями
по психологическому обеспечению учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Два года подряд (в 1996 и 1997 г.) будучи членом
государственной экзаменационной комиссии Академи, я пришел к выводу, что большинство
студентов -выпускников не могут ответить на элементарные вопросы, связанные с психологией.
Может быть, одна из причин этого - то, что студенты к окончанию Академии забывают
о предмете "психология физической культуры и спорта" потому, что данный предмет
преподается только на 2-м курсе!?
Однако и анализ действующего курса психологии
показывает, что он не позволяет студентам и тренерам в полной мере "видеть" свою
специальность с точки зрения ее психологического содержания и то, что им предстоит
стать практическими психологами в полном смысле этого слова, чему препятствуют ряд
обстоятельств и трудностей субъективного и объективного характера. Вот некоторые из
них, имеющие, на мой взгляд, принципиальное значение в совершенствовании
психологического образования будущих тренеров - студентов института физической культуры.
Во-первых, и это главное, действующий курс
психологии не имеет четкой ориентации на профессио нально-педагогическое образование
будущего спортивного специалиста. Он не представляет собой единого целостного свода
знаний, сцементированного на основе решения главной принципиальной задачи, стоящей
перед институтом физической культуры и заключающейся в подготовке спортивных
специалистов высокой квалификации.
Во-вторых, очень важно правильное соотношение
(соответствие) между спортивно-педагогическими и психолого-педагогическими знаниями
в общей системе подготовки специалистов. Нет необходимости еще раз указывать на тот
факт, что взаимосвязи психологии и спортивной педагогики (теории и методики спорта
и видов спорта) скорее подразумеваются, нежели реально существуют. Можно привести
такой пример: в психологии проблема способностей рассматри вается без связи
с соответствующими педагогически ми проблемами, а в теории и методике спорта до
сих пор не представлена, например, проблема отбора, которая может быть научно
обоснована только на базе психологии задатков и способностей человека. В курсе
психологии не вскрываются психологические закономерности обучения спортивным
движениям, коллективного воспитания, индивидуального подхода. В силу этого аналогичные
педагогические проблемы весьма аморфно представлены в цикле спортивно-педагогических
дисциплин.
Уже эти примеры убеждают в том, что выявление
принципиальных узловых моментов на взаимосвязях психологии и педагогики позволит
в конечном итоге определить главную линию психологического и в целом
профессионально-педагогического образования будущего тренера.
Особо следует сказать о психологии физической
культуры и спорта. Настало время превратить эту дисциплину из чисто описательной
(имеется в виду описание психологических особенностей спорта) в конструктивную область
знания с четкой педагогической направленностью. Пора серьезно подумать о создании
соответствующих психологических дисциплин по видам спорта и спортивным специализациям.