Тренер должен быть психологом!
         <<<  1       2                                                                                                                                   Страница 3      


     Количество психологических головоломок и их сложность с каждым годом все возрастает, и тренеру все труднее находить оптимальные пути для их решения [2]. И слишком часто тренерам катастрофически не хватает знаний.
     Год назад в Харькове проводилось лицензирование тренеров профессиональных волейбольных команд. К сожалению, даже самые простые вопросы, касающиеся психологии, поставили в тупик практически всех экзаменуемых.
     Задачу психологического обеспечения команды в тренировочном процессе и в соревновании в той или в иной мере решают все, кто имеет к ним отношение. И все же главным лицом в этом сложном процессе, собственно, как и в любом другом, направленном на рост спортивных результатов, является тренер. И даже если сам он чего-то не делает или не может сделать, психологическое обеспечение осуществляется через тренера или при его одобрении [2].
     Конечно, тренер не должен подменять профессионального психолога, его задача одновременно и проще, и сложнее. Вряд ли тренеру необходимы тонкости диагностики - важнее определить, когда следует направить спортсмена на консультацию к соответствующему специалисту. А значит, нужно знать, на какие тревожные "звоночки" следует обратить внимание. Так, знание основных эмоциональных характеристик поможет тренеру лучше понимать спортсменов с выраженными нарушениями в эмоциональной сфере.
     Тренер не должен сам владеть методиками психологической коррекции. Если он сочтет необходимым проведение определенных процедур, например, аутогенной тренировки - для этой цели опять же будет приглашен специалист. Но чтобы принять решение о целесообразности того или иного мероприятия, тренеру необходимо иметь понятие об этих методиках.
     Тренеру, знакомому с терминологией, задачами и методами работы психолога, будет легче найти общий язык с психологом-консультантом [5].
     А главное, пожалуй - видеть и учитывать в работе индивидуальные особенности своих подопечных. Так, высокотревожный спортсмен обычно требует большего внимания и эмоциональной поддержки, более длительно осваивает особенно трудные упражнения. Ему необходима специальная подготовка к ответственным соревнованиям. На независимого спортсмена лучше действуют внушение и убеждение, чем простые указания, что делать. Такой спортсмен неблагоприятно реагирует на тренера, отдающего распоряжения или приказы. Ему целесообразно объяснять и аргументировать необходимость тех или иных действий. Такому спортсмену следует создавать условия для проявления своей независимости, помогать сохранить высокий уровень самооценки. Слишком резкие переходы и изменение стиля взаимоотношений с такими спортсменами могут иметь нежелательные последствия.
     Слишком агрессивному спортсмену может также понадобиться специальная помощь, особенно для регуляции его эмоциональных проявлений и использования их в нужном направлении.
     Склонность к абстрактному мышлению у спортсменов также имеет важное значение для тренера. Со спортсменом, склонным к размышлениям и самоанализу, тренеру следует иначе строить свою работу, нежели с теми, кто предпочитает действовать, особенно не задумываясь над происходящим [5].

     К сожалению, чаще всего тренер просто не задумывается о психологических аспектах своей работы.
     Так, в молодежную команду приглашают хорошего, техничного игрока, причем с очень неплохими лидерскими качествами. Замечательно! Но вряд ли тренер учитывал, что его появление в клубе имеет еще одну положительную сторону: он дружен с одним из игроков команды. А значит, тот будет чувствовать себя более комфортно! Причем для молодых спортсменов (обоим по 20 лет) это еще более важно.
     Другой пример, намного менее оптимистичный. Тренер хочет разорвать контракт с опытным игроком в связи со снижением спортивных результатов - возраст! Но при этом не учитывается тот факт, что этот спортсмен - сильный лидер, более того, по сути, единственный инструментальный лидер в команде. И как его уход скажется на остальных игроках, на команде в целом?
     Можно привести достаточное число примеров, когда отсутствие лидера в команде приводило ее к поражению в игре с соперником, не превосходящим по уровню мастерства. Когда команда попадает в условия напряженной игры, часто возникают критические или конфликтные ситуации, то даже непосвященный человек может легко заметить, что в команде нет игрока, который бы взял инициативу на себя [4]. Так не окажется ли в итоге вред от отсутствия делового лидера существеннее, чем преимущество от замены возрастного игрока более молодым и сильным?
     Всегда, в любой ситуации - главным психологом команды все равно остается старший тренер. Он никому не может передоверить всю полноту ответственности за команду и, следовательно, ни на кого не может переложить обязанности знать и чувствовать настроения в команде, влиять на них, учитывать все нюансы.
     Пока старший тренер остается старшим тренером, он не вправе спихивать "психологию" ни на врача, ни на кого другого. Взаимоотношения людей - его прерогатива, его постоянный интерес, его головная и сердечная боль [8].
 

Литература


     1. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.
     2. Горбунов Г.Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте. // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. - Л., 1977.
     3. Двали Г.М. Психологическая помощь тренера спортсмену во время соревнований. // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.
     4. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. - М.: "Физкультура и спорт", 1983.
     5. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
     6. Мацудайра Я., Икеда Н., Сайто М. Волейбол: путь к победе. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
     7. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: "Физкультура и спорт", 1979.
     8. Платонов В.А. Уравнение с шестью известными. - М.: Мол. гвардия, 1983.
     9. Горбунов Г.Д. Психология и спорт. // Теория и практика физической культуры, 1996, № 12.
     10. Маховский О. Андрей Сидоренко - симферопольский Гулливер. // Газета "Волейбол", № 19 (55), 21 мая 2004
     11. Маховский О. Задачу-минимум в Чехии выполнили. Интервью с П. Воронковым. // Газета "Волейбол", № 19 (55), 21 мая 2004
     12. Маховский О. И черкасчан переехали "железнодорожники". // Газета "Волейбол", № 12 (48), 26 марта 2004
     13. Царик В. Игра связующего в волейболе.
 

         <<<  1       2                                                                                                                                   Страница 3      
Hosted by uCoz