О совершенствовании психологического образования будущего тренера в системе физической культуры и спорта
Кандидат педагогических наук,
доцент, заслуженный работник
физической культуры России
И.А. Григорьянц
ТПФК, 1999, № 10, стр. 53-55
       <<<  1                                                                                                                                   Страница 2         


     Итак, анализ действующего курса психологического образования показал, что он не в полной мере отвечает современному уровню требований к спорту сегодняшнего дня, прямо не направлен на профессиональное образование будущего спортивного специалиста. Будущие педагоги-тренеры в институте физической культуры не получают от курса психологии того объема необходимых психолого-педагогических знаний, который позволил бы им квалифицированно выполнять свою практическую работу.
     Систему действующего психологического образования определяет тенденция, порожденная преподаванием курса психологии, сложившегося несколько десятилетий назад, и не отвечающая в достаточной степени практическим вопросам подготовки спортивного педагога-тренера. Существующая структура курса психологии нуждается в принципиальной перестройке, потому что студентам в курсе общей психологии предлагается для запоминания масса так называемых психологических дефиниций (определений), курс перегружен изучением элементарных психических функций, довольно абстрактных для решения реальных педагогических проблем, и т.п. Значительная часть учебного материала не "работает" на подготовку будущего педагога-тренера высокой квалификации, выпускника института физической культуры.
     В связи с этим весь курс психологии, и особенно психологии физической культуры и спорта, необходимо перестроить с обязательным введением в курс специализации раздела "Психология видов спорта", раскрывающего психологические основы подготовки (управления подготовкой) представителей конкретной спортивной специализации.

     На основании вышесказанного можно предложить следующие принципы построения структуры психологического образования будущего педагога-тренера, выпускника института физической культуры:

     1. Принцип профессиональной направленности психологического образования тренера. Психологи ческое образование тренера должно обеспечить уровень его профессиональной подготовки, отвечающий требованиям теории и практики современного спорта, перспективам его развития. Курс психологии необходимо нацелить на решение главной задачи, стоящей перед институтом физической культуры, - подготовку спортивного специалиста определенного профиля.

     2. Принцип органической взаимосвязи курса психологии с циклом спортивно-педагогических дисциплин. Предусматривает выявление "узловых" связей между психологией и методикой спортивных дисциплин, определяет принципиальную линию психологического, а в конечном итоге педагогического образования будущего специалиста-тренера.

     3. Принцип "опережения" существующей педагогической практики спорта. Смысл принципа состоит в том, чтобы психологические знания давали возможность будущему тренеру критически оценивать сложившиеся формы, средства и методы подготовки и разрабатывать новые, соответствующие требованиям развития современного спорта.

     4. Принцип общей методологической направленности психологического образования тренера. Предусматривает изложение студентам общих основ психологического знания о человеке как действующем субъекте, предполагает отход от традиционного описательного подхода к изучению психики и связан с реализацией деятельностного подхода - его основополагающего в психологической науке.

     5. Принцип прикладно-педагогической направленности. Предполагает изучение необходимых для тренера-педагога дисциплин, таких, как социальная психология, психология руководства и управления, педагогическая психология, возрастная психология, медицинская психология и др.

     6. Принцип общей спортивно-психологической направленности. Глубокое изучение основ психологии спорта может позволить достаточно полно и точно рассматривать такие проблемы, как психологические основы отбора в спорте, психология коллективного и индивидуального воспитания спортсменов, обучение спортивным движениям, психологические вопросы управления подготовкой спортсменов и ряд других.

     7. Принцип социальной спортивно-психологической направленности. Связан с введением в учебный предмет фактически нового раздела - психологии вида спорта (спортивная специализация). Перед психологами спорта стоит принципиально важная задача - создание в каждом виде спорта психологических основ подготовки спортсменов.

     8. Принцип соответствия научному знанию. Здесь реализуется задача соответствия курса психологии современному уровню развития психологической науки. Любое знание должно иметь конструктивный и позитивный выход в практику профессионально-педа гогической деятельности специалиста.

     9. Принцип предварительной ориентации в системе психологического образования. Рассмотренные принципы совершенствования психологического образования определяют ориентацию всего курса психологии при подготовке профессиональных специалистов - тренеров высокой квалификации, выпускников института физической культуры.

     На основании вышеперечисленных принципов представляется целесообразной следующая структура всего курса психологии:

     1. "Психологическое образование тренера" - первый и относительно краткий раздел, его цель - познакомить будущего тренера с сущностью его психологического образования. Включает изучение таких вопросов, как психологическое образование в системе профессионально-педагогической подготовки, психологическое образование тренера и современный спорт и т.д. Разработка и внедрение такого раздела принципиально важны для совершенствования всей системы психологического образования тренера.

     2. "Общие основы психологии". Включает в себя изложение принципиальных вопросов современного психологического знания: психология как наука и ее место в системе наук, предмет и задачи психологии, естественнонаучные основы психологии, функциональное строение психики и сознания, психология личности человека и психология его деятельности.

     3. "Прикладные основы психологии". Должен рассматривать основные положения прикладных отраслей психологической науки, имеющих важное значение для будущего профессионально-психоло гического образования тренера c учетом его будущей деятельности.

     4. "Основы психологии спорта". Должен освещать основные принципиальные вопросы спорта: социально-психологические аспекты подготовки спортсменов (отбор, воспитание и обучение в спорте, управление подготовкой спортсменов и т.д.), собственно психологические аспекты (пути и методы психодиагностики и психолого-педагогической оценки в спорте, вопросы психогигиены и т.д.).

     5. "Психология вида спорта". Предполагает специализацию предыдущего раздела в рамках предмета спортивной специализации, раскрывая психологические вопросы конкретного вида спорта, подготовки спортсменов в данном виде спорта.

     Вместе эти разделы образуют единую и последовательную систему психологического образования тренера - единый курс психологии. По традиции он должен включать в себя теоретическую (лекции и коллоквиумы) и практическую (лабораторные работы) части. При этом теоретическая часть должна базироваться на "личностно-деятельностном фундаменте" и по возможности исключать "голые" психологические абстракции. Лабораторную часть следует нацелить не на "вскрытие" феноменов психики, а на обучение студентов методам оценки психологии деятельности спортсмена и психологии личности последнего.

     Данные предложения, связанные с перестройкой курса психологии, вытекают из необходимости повышения эффективности профессионального образования в высшей "спортивной" школе, имеющей своей целью подготовку тренеров-специалистов, отвечающих требованиям спорта сегодняшнего дня. В данном случае имеется один аспект - психологическое образование. Поэтому научно-исследовательскую работу необходимо ориентировать и организовывать таким образом, чтобы она прямо и непосредственно способствовала решению современных проблем спорта и созданию его психологической службы.
     Современные проблемы спорта можно, на мой взгляд, разделить на три группы: 1) социально-психо логические; 2) психолого-педагогические; 3) собственно психологические. Учитывая недостаточную разработанность первых двух проблем, целесообразно и с профессиональной точки зрения оправданно принять более активное участие в решении данных проблем.
     Можно констатировать, что три основных фактора (профессиональная функция психологии, социально-практическая полезность фактов психологического знания, социальная активность и профессиональная полезность учебно-научной деятельности будущих специалистов) определяют психологическое образование, его роль и задачи в системе высшего специального образования будущих специалистов. Безусловно, исходными моментами при этом выступают социальные вопросы развития спорта (перспективы его развития) в нашей стране и в мире.
     Совершенствование психологического образования в этом направлении позволит усилить профессио нально-психологическую подготовку спортивного специалиста, его перспективную социальную полезность в сфере спорта, сделать данный вид образования действенным фактором в системе высшего специального образования.
 

       <<<  1                                                                                                                                   Страница 2         
Hosted by uCoz