Должен ли быть в лесу серый волк, или размышления тренера о профессии тренера
В. Платонов
(Отрывки из книги "Уравнение с шестью известными")
<<<  1   2     3                                                                      Страница 4                                                                    5   6  >>>


     Не помню, у кого прочитал: "Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". Поэт имел в виду своих собратьев по поэтическому цеху. Не знаю, как обстоит дело в литературе, а в спорте бездарности пробиться трудно. Определенных рубежей не очень одаренный спортсмен с воловьим упрямством и воловьей работоспособностью может достичь. Но, скажем, в сборную такой волейбольной державы, как наша, бездарному не пробиться.
     Пропуск в сборную - талант (способность к труду, к сверхусилиям, по-моему, первая составная спортивного таланта). А таланты - штучная продукция: каждый - на особинку, у каждого - свой нрав, у иного - норов. Талантам в спорте надо помогать вот в чем: избавляться от гипертрофированного честолюбия, самолюбования, неуживчивости и некритичности. Одному старшему тренеру, будь он семи пядей во лбу, даже вместе со вторым тренером (в иных сборных их бывало и поболее), это не под силу. Наставник, искушенный в социальной психологии, использует здесь "эффект группы", то есть самоочищающую способность коллектива, который обращает новичка в свою веру, сбивает с него спесь, отторгает его при полной несовместимости.
     У нас в сборной сложилось ядро команды, закалившееся в совместных испытаниях, прошедшее рука об руку долгий путь.
     Не было в сборной ни одного случая, когда она окончательно и бесповоротно расставалась бы с кем-то. Это говорит и о моральной крепости коллектива, и о тщательности его комплектования. Перед тем как пригласить в сборную новобранца, я прошу клубного тренера дать его детальную характеристику как человека - что он за игрок, мне уже более или менее ясно: насмотрелся и присмотрелся, иначе бы не приглашал.
     Может ли потеряться талантливый игрок? Иного, хватавшего с неба звезды, сгубила слава, другого, могущего выдумать порох, свела с круга водка, третий, даровитая башка, оказался мельче своего дара, убоялся рискнуть своим положением, пригретым местечком. И в спорте таланты не всегда реализуют себя. И в волейболе, конечно же, может потеряться талантливый игрок.У каждого бывают подъемы и спады. Тренер обязан помочь спортсмену выйти из кризиса, может быть, переключить его на другое амплуа, поставить перед ним новые задачи, встряхнуть его...

     Спортивный педагог, которому доверены талантливые, самые одаренные в стране волейболисты, не имеет права работать с ними шаблонно. Недопустим шаблон в методике проведения занятий, в наборе упражнений. Тренер должен удивлять спортсменов разнообразием, придумывать постоянно что-то новенькое, что еще не приелось. Это касается и упражнений с мячом, и атлетической подготовки, и тактических построений. А в наибольшей мере это относится к психологическим аспектам взаимоотношений игроков друг с другом и с тренером. Современный спорт насквозь пропитан психологией, и почти все, о чем я рассказываю в этой главе, так или иначе касается психологии.
     В некоторых сборных нашей страны есть свои штатные психологи. У нас нет. Охотно поработал бы в тесном контакте с хорошим спортивным психологом: с уважением отношусь к этой науке, многое из ее рекомендаций беру на вооружение, наслышан о толковых и искусных ученых, работающих с шахматистами, футболистами, боксерами, пловцами. По-доброму вспоминаю сотрудничество психологов Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры с "Автомобилистом". Оно позволило нам чуть по-новому взглянуть на своих подопечных, использовать в управлении командой некоторые научные рекомендации. Но серьезных, заслуживающих внимания предложений от психологов я как старший тренер сборной не получал. Так что приходится обходиться собственными силами... Впрочем, если даже сборная обретет своего психолога и он будет не за страх, а за совесть заниматься психотерапевтической работой, все равно главным психологом команды останется старший тренер.
     Он никому не может передоверить всю полноту ответственности за сборную и, следовательно, ни на кого не может переложить обязанности знать и чувствовать настроения в команде, влиять на них, учитывать, как, скажем, личностные качества того или иного волейболиста повлияют на предполагаемое изменение его игрового амплуа. Как встретят старожилы заносчивого новичка Б.?.. С кем его поселить в одной комнате на тренировочной базе - с ветераном С, чтобы тот привел его в чувство, или с молодым и более покладистым П.?.. Пока старший тренер остается старшим тренером, он не вправе спихивать "психологию" ни на врача, ни на кого другого. Взаимоотношения людей - его прерогатива, его постоянный интерес, его головная и сердечная боль.

     Спортивная команда, подобно производственной бригаде, экипажу корабля, семье, - "малая группа". Есть такой термин в социальной психологии. Общение в малой группе имеет свои особенности, оно интенсивно изучается советскими учеными, в частности, психологами Ленинградского университета. Спортивные педагоги найдут немало полезного для себя в их трудах. Нельзя высокомерно относиться к этим "теоретическим мудрствованиям", что свойственно нередко тренерам-практикам, от которых ждут быстрой отдачи, немедленного результата. И все же занятому по горло ежедневными хлопотами, сиюминутными заботами тренеру можно и нужно находить время заглядывать в исследования по психологии: всегда что-то пригодится в работе с командой, позволит управлять ею не вслепую, не на ощупь.
     "Эффект группы" - это и удесятерение сил каждого ее члена, захваченного энтузиазмом увлекающей всех совместной деятельности (наматывай, тренер, на ус!, и невольное подчас подчинение личности общему мнению, даже заведомо неправильному, приспособление к остальным (об этом говорят данные многочисленных экспериментов - помни их, тренер, и развивая индивидуальность, и сдерживая индивидуализм игрока). Психологией, психологической подготовкой игроков в широком смысле, тренер сборной занимается постоянно и непрерывно. Но существует и собственно психологическая подготовка, именуемая еще моральной, волевой закалкой, воспитанием бойцовских качеств. Некоторые специалисты полагают, что самое подходящее место для этого - национальная сборная, что в ней игрок превращается из мальчика в мужа, рыцаря без страха и упрека, истинного ратника спортивного ристалища.
     Полагаю, что это заблуждение. По моим наблюдениям, бойцом на девяносто процентов игрок становится в своем клубе. Клубе, а не сборной. Заниматься этим в сборной чаще всего невозможно. Она решает слишком ответственные задачи, чтобы нянчиться с игроками с ослабленной волевой "мускулатурой", с дерганой психикой, лихорадочно трясущимися в минуты напряжения, при равном счете в районе 12-13-14. Если таковые волейболисты, предположим, все-таки приглашены в сборную (не бойцы, но физические данные - отменные, амплуа - редкое, словом, нужны), то где и когда, спрашивается, делать из них бойцов? На тренировках таким не станешь - одной воли мало: разве не встречались вам волевые "мандражисты"?
     Я, тренер, стараюсь поставить перед этими волейболистами задачи повышенной трудности, создаю им по возможности тяжелые условия. Но искусственные трудности не заменяют натуральных, как товарищеские игры, где я только и имею право экспериментировать, никогда не заменят официальных, с их настоящей борьбой, предельным напряжением. В товарищеских матчах, даже на уровне сборных, бойцами не становятся. Собственно психологическая подготовка игрока, воспитание его бойцовских качеств лежит на тренерах клубных команд и происходит преимущественно в поединках внутреннего чемпионата.
     Отбирая игрока в сборную, я проверяю, боец ли он, в матчах чемпионата страны. Только в экстремальных условиях, когда есть что терять, волейболист получает настоящую моральную закалку, психологическую помехоустойчивость. Разумеется, на чемпионате мира и потерять и приобрести можно много больше, чем на первенстве страны. Разумеется, эмоциональная температура олимпийского турнира на порядок выше, чем внутреннего чемпионата. Обжиг в горниле мирового чемпионата, Олимпийских игр делает игрока по-настоящему жаропрочным, огнеустойчивым.. Но определенную жароустойчивость он должен уже иметь, иначе в том горниле он сгорит, испепелится.
     Этим я хочу сказать, что и в сборной продолжается воспитание бойца, доводка его до высших кондиций - если, конечно, есть что доводить. Тренер клуба готовит кандидата в сборную, а игроком сборной он становится уже в главной команде страны. Из бойца, выпестованного в клубе, в сборной можно взрастить бойца международного класса. Но игрока, чьи бойцовские качества плохо развиты в клубе, не сумеют, не успеют сделать бойцом и в сборной.

     Что касается вообще подготовки сборной, она должна строиться на тех же принципах, что и в клубе. Свои нюансы, естественно, есть, но и сборная должна работать с точки зрения методики и организации подготовки по законам клуба. Наша волейбольная сборная, во всяком случае, последовательно придерживается этих принципов.
     Национальная сборная - вершина пирамиды данного вида спорта. Главная команда страны есть главная команда. И она должна иметь время на подготовку, на все необходимое для полноценной творческой работы.
     Мужская волейбольная сборная Советского Союза имеет и время и возможности, чтобы готовиться как единая команда. Волейбольный сезон у нас завершается в апреле заключительным туром чемпионата страны. Кандидаты сборной, отыграв за свои клубы, отправляются в отпуск, после чего приходят в сборную.
     Позади - игры первенства страны, отнявшие много сил, и отдых, частично восстановивший силы, но зато приведший к потере формы, растренированности. И работа в сборной начинается со втягивания игроков в тренировочный режим, с атлетических занятий, кроссов. Мы занимаемся подготовкой физической, специальной, подтягиваем волейболиста технически, образовываем тактически, подводим постепенно к пику формы, который должен прийтись на главные соревнования предстоящего сезона.
     До сих пор можно услышать, что в команде такого ранга, как сборная страны, не надо заниматься работой над техникой, поскольку сборная должна получать из клубов высокотехничных мастеров. Должна-то должна, но ведь получает далеко не всегда! Технические изъяны есть почти у всех, так что же - нарочито не видеть их, маскировать неумелость игрока тактическими ухищрениями: скажем, закрывать сильного нападающего на приеме, прятать его от подач противника? Тренеры в клубах это практикуют. Только на тренировках увидели мы, что один наш способный бомбардир, приглашенный в сборную, не умеет принимать мяч: в родном клубе его тщательно прятали, прикрывали. Вот и занимаемся мы параллельно со всеми остальными делами техникой...
     Да разве только те, кто бедноват по части техники, нуждаются в обогащении своего арсенала? Разве Дорохов, Селиванов, Молибога, наиболее универсальные игроки, не должны неустанно совершенствовать свою технику? Разве Зайцев, король второй передачи, может позволить себе не шлифовать эту передачу?
     И физические качества - силу, скорость, выносливость - можно в сборной развивать, улучшать, а не только поддерживать на достигнутом уровне. И морально-волевые бойцовские качества тоже укрепляются в сборной, хотя львиную долю усилий - настаиваю на этом - здесь должен брать на себя клуб.
     А вообще-то в нашей профессии нельзя быть категоричным, настаивать на своем вопреки доводам жизни, быстротекущей, изменчивой, со своими рифами и мелями. Тренер команды, как капитан корабля, если будет доверять только дедовским лоциям, догматично придерживаться только выбранного однажды курса, не обращая внимания на фарватер, на изменившиеся глубины, рано или поздно посадит свое судно на мель или разобьет о прибрежные скалы.
     Категоричность, догматичность обычно отличают тренера-диктатора. Если уж он уверен, что чисто волейбольных тренировок вполне хватает для поддержания игроков в приличном физическом состоянии, то будет изнурять их волейболом до посинения, считая специальные занятия по атлетизму блажью и пустой тратой времени. А не лучше ли пораскинуть умом, поразмыслить, с каким контингентом игроков его затея, возможно, и проходит, а с каким - вредна?
     Опытные мастера, возрастные, подошедшие к своему физическому пределу, чьи атлетические свойства уже не улучшишь, конечно, могут поддерживать себя только волейбольными тренировками, только игровыми упражнениями. А если тренер начнет применять эту свою концепцию к молодым волейболистам, чьи физические кондиции оставляют желать лучшего, кому позарез надо поднакачаться, окрепнуть, стать сильнее, прыгучее, выносливее? Одного мяча тут недостаточно. Штанга, силовые тренажеры, спринт, прыжки в высоту, кроссы, плавание, акробатика... Если молодой игрок не получит их вовремя, в разумных дозах, то не сделает скачка в волейбольном мастерстве, не состоится как мастер.

     Сборная страны - сложное хозяйство. На нее работает множество людей, затрачиваются немалые средства. Ее успехи по праву разделяют с игроками и тренерами сборной наставники клубных команд, подготовившие волейболистов, педагоги детских спортивных школ, интернатов, открывшие талант, врачи, ведущие постоянное наблюдение за спортсменами, научные сотрудники, закрепленные за сборной, работники спортивных баз, заботящиеся о комфортных условиях для тренировок, спортивные руководители, контролирующие нашу работу, помогающие нам во всем.
     Помощники старшего тренера сборной или клуба играют важную роль в становлении команды, в налаживании ее жизни. Излишне говорить, что в главном они должны быть единомышленниками. Но это не значит, что они дудят в одну дуду и поют с одного голоса - голоса старшего тренера. Уверенный в себе старший тренер не боится окружить себя людьми независимыми, мыслящими, непохожими по характеру ни друг на друга, ни на него. Лучшие помощники умеют быть оппонентами старшему, дельными, строгими критиками его идей и концепций. Оппонируя, они преследуют цели благие, руководствуясь интересами команды, а не подсиживают шефа, норовя спихнуть его и занять "святое место".
     И в то же время они должны быть готовы в любую минуту (болезнь, отлучки, какие-то непредвиденные обстоятельства) занять это место и вести корабль по намеченному курсу. Слабые, несамостоятельные помощники - гири на ногах у старшего тренера. Если он ждет от них реальной помощи, то обязан доверять им и не вмешиваться без нужды в их дела. Это укрепляет авторитет помощников в глазах игроков. Кстати, некоторые волейболисты по складу своего характера более откровенны со вторым тренером: ему они исповедуются, а старшему тренеру опасаются в чем-то признаться. Тут-то, конечно, был бы незаменим психолог, психотерапевт... Но поскольку волейбольные команды еще не имеют в штате таких "духовников", многие игроки тянутся ко второму тренеру, надеясь втайне, что его посредничество поможет лучше, чем их прямой выход на сосредоточившего всю власть в команде старшего тренера.
     То, что второй тренер должен быть педагогом по призванию и образованию, очевидно. Но педагогическими навыками должны владеть и люди, не занимающиеся непосредственно тренировочным процессом: администратор, врач, массажист.
     Надо помнить; что тренеры каждый день просвечиваются рентгеном внимательных глаз своих учеников. Ничего от них не скроешь - никакую слабину, никакой грех! Но самое непростительное, если двое что-то не поделивших меж собой тренеров начинают сколачивать группки, партии из игроков, намереваясь с их помощью взять верх в команде.
 

<<<  1   2     3                                                                      Страница 4                                                                    5   6  >>>
Hosted by uCoz